Последние новости компании и отрасли

Цены на свинину

Как будут меняться цены на свинину?

Рассуждая о развитии производства свинины в России, аналитики спешат сказать и о насыщенности рынка отечественным продуктом, его ограниченной емкости и высокой плотности предприятий на определенных территориях. Эксперты полагают, что планка, которая была поставлена ранее для животноводов и переработчиков, уже достигнута, при этом ситуация в целом практически грозит кризисом перепроизводства и падением цен. Сами участники рынка, собравшись на заседание Национального союза свиноводов в Белгороде, поспешили опровергнуть некоторые суждения теоретиков и рассказали, какой будет цена на один из самых востребованных продуктов.

Еще не сыты

Руководитель объединения свиноводов Юрий Ковалев отмечает, что тезисы о насыщении российского рынка свининой, а также "потолке" развития этого сегмента животноводства звучат несколько последних лет. Однако и в 2016 году отрасль вновь приросла - на 314 тысяч тонн в убойном весе.

- Это самый высокий показатель за последнее время, - пояснил Ковалев. - Но мне хочется назвать еще одну цифру: на 740 тысяч тонн мы увеличили производство за последние три года. Заметьте - именно столько нам раньше поставлял Евросоюз.

Статистика говорит и о других тенденциях. Теперь Россия занимает пятое место в мире по производству свинины, достигнув 3,4 миллиона тонн, в Европейском союзе же больше выпускают только Германия и Испания. Доля импорта на отечественном рынке неуклонно снижается: по сравнению с предыдущим годом в 2016 этот показатель составил 19 процентов. Продолжает сокращаться и поголовье свиней в личных подсобных хозяйствах: за последние десять лет этот сектор потерял 500 тысяч тонн.

Впрочем, по словам самих участников рынка, ни импорт, ни производство в ЛПХ такими же темпами больше снижаться не будут: они как раз достигли того уровня, изменить который впредь будет сложно. И все же теперь более 80 процентов производства свинины сосредоточено на промышленных предприятиях. Эти перемены, естественно, отражаются на балансе спроса и предложения.

Кроме того, все важнее становится показатель экспорта. В 2016 году он увеличился почти в три раза, превысив 52 тысячи тонн. Новые производства уже ориентированы не столько на импортозамещение, сколько на выход за пределы отечественного рынка. Сейчас непосредственно свинина составляет 34 процента от общего объема продаж продукции отрасли за рубеж, 62 процента - субпродукты. Примечательно, что экспортерами стали Луганская и Донецкая области, а также Беларусь, которая, кстати, раньше была значимым импортером того же мяса.

Чума и кредиты

Свиноводы утверждают, что помешать развитию отрасли могут прежде всего болезни, угрожающие поголовью, а также отсутствие должной господдержки. Они говорят, что риск распространения африканской чумы свиней - это "постоянная головная боль". И в этой связи участники рынка вновь повторяют свою просьбу к федеральным властям: создать единую ветеринарную службу, которая могла бы контролировать прежде всего личные хозяйства: зачастую именно там возникают вспышки заболевания.

По статистике, не во всех регионах с развитой отраслью промышленного свиноводства поголовье в личных хозяйствах стремится к минимуму. Если в Белгородской области при 4,1 миллиона голов в АПК только 0,13 тысячи приходится на личные подворья, то в соседней, Курской - последних насчитывается почти 34 тысячи. При этом промышленное поголовье в этом регионе не достигает и полутора миллионов.

Новые производства уже ориентированы не столько на импортозамещение, сколько на выход за пределы отечественного рынка

Именно из-за первой и единственной на личном подворье вспышки АЧС белгородские власти решили выкупить поголовье у фермеров, которые не стали добиваться высоких степеней защиты для своих хозяйств. Однако это опыт в других регионах пока перенимать не решились.

Вторая проблема, которая очень волнует сельхозпроизводителей, - господдержка. Воронежский бизнесмен Владимир Маслов отмечает, что новый механизм, при котором субсидируется десять процентов ставки, начал серьезно беспокоить аграриев.

- По сути, у банков нет никаких обязательств, - уточнил он. - Мы можем рассчитывать на одну стоимость кредита, но, если банк не получает субсидию, она вырастает. Непонятно, как в этой ситуации планировать развитие бизнеса, как рассчитывать. Кроме того, все мы осознаем, что такая господдержка - ограниченный ресурс. И в банках тоже это понимают. И в итоге ставки все равно растут - даже при поддержке мы получаем кредит не под три процента, а под пять. Получается, что на эти два процента мы так или иначе выручаем банк.

По мнению бизнесмена, наряду с другими факторами рыночной конкуренции в отрасли мешает и ограниченный выбор кредитных учреждений.

- Раньше аграрии выбирали, с каким банком мы хотим работать, и они снижали ставки в борьбе за клиента, - напомнил Маслов. - Но сейчас банк выламывает руки - механизм рефинансирования не прописан, и это ведет к повышению стоимости кредитов. Всех этих проблем можно было бы избежать, просто изменив формулировку в законодательстве, без дополнительных трат из бюджета.

Первый заместитель министра сельского хозяйства Джамбулат Хатуов, в свою очередь, заметил, что озвученные выше вопросы задавались не раз и мнение участников рынка обязательно учтут.

- Мы все должны понимать, что изначально, когда готовился новый порядок, рассчитывали на обеспеченность кредитов свыше 60 процентов, - отметил он. - Когда же этот показатель всего 20 процентов - работать, конечно, сложнее. Что же касается выбора банков, то есть ограничение - уставной капитал самого учреждения. Но теперь мы считаем, что кредитовать сельхозпроизводителей может любой банк, даже региональный, несмотря на то, что уставной капитал его и не так велик.

Будущее наступило

Если все эти барьеры будут устранены, российские свиноводы смогут нарастить производство еще на 600 тысяч тонн. Юрий Ковалев отмечает, что многое будет зависеть от потребления: за последние 25 лет доля свинины в общем объеме покупаемого мяса не падает и составляет 34 процента. А вот говядина и птица в этом рейтинге поменялись местами. При этом, как утверждает эксперт, треть вышеназванных 600 тысяч тонн, которые и представляют собой остаток емкости рынка, составит рост потребления внутри страны и столько же - экспорт. Эти два направления не повлияют друг на друга, но все же существует вероятность "перекоса" в производстве.

- Когда тот или иной губернатор говорит, что область обеспечена на 20 или 50 процентов и нужно занять оставшуюся часть рынка, мне хочется напомнить: свинину сейчас можно доставить из одного региона России в другой, - заметил Ковалев. - Так что не нужно строить наполеоновских планов.

Совсем скоро, по мнению участников рынка, все они будут в той или иной степени ориентированы на экспорт, который, по прогнозам, к 2020 году вырастет в два раза. Увеличение поставок за рубеж уже произошло - с 50 до 100 тысяч тонн. Особенно перспективен китайский рынок - именно он и останется основным драйвером экспорта, ведь поголовье свиней там сократилось на десять процентов.

Если же говорить о развитии рынка внутреннего, то, по словам его участников, беда в том, что пока россияне едят не столько мяса, сколько им хотелось бы. Стимулировать спрос намерены, как и раньше, - снижением цены. К примеру, в нынешнем году средняя стоимость этого продукта упадет на пять процентов - ровно на столько же снизится покупательная способность населения. Потребление, в свою очередь, должно вырасти на 3,7 процента.

Парадоксальную ситуацию - когда доходы падают, а продажи растут - аналитики объясняют "индексами потребительских настроений". Они, конечно, зависят от доходов, но не полностью.

- Люди, теряя часть доходов, чаще всего отказываются от поездок на отдых, но даче, телевизору и холодильнику не изменяют никогда, - отметил Юрий Ковалев. - И хорошо, что наш продукт как раз стал частью этого самого холодильника.

Источник